|
|
Педсовет
|
14.10.2022 г.
Е. С. Ильиных,
воспитатель МАОУ Гимназия №5
СП "Детский сад № 44"
Тестопластика, как эффективное средство художественно-эстетического воспитания детей.
В дошкольном детстве художественно-эстетическое воспитание является главенствующим. Именно в этом возрасте велика потребность в эстетических впечатлениях, позитивных эмоциях и в то же время дети активно участвуют в преобразовании окружающего их мира. Одним из видов детской деятельности, который позволяет развивать эстетические чувства является художественное творчество. Дети очень любят рисовать и лепить. Для лепки возможно применение различных материалов, но работать с солёным тестом особенно интересно.
Лепка из солёного теста помогает формировать художественно- эстетический вкус детей, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти, по рисунку дети знакомятся с его формой, развивают наблюдательность, внимание, воображение. В этом труде всегда есть новизна, творческое изыскание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Преимущество солёного теста в том, что это материал экологически чистый, безвредный, безопасный. Обычно один раз попробовав тесто «на зубок», ребёнок больше не пытается взять его в рот – не вкусно! Тесто эластично, к рукам не прилипает, поделку можно сушить в духовке, а можно и просто на воздухе. Краска к готовым поделкам пристаёт любая, а возможности для росписи почти не ограничены. А если поверх краски ещё покрыть лаком – скульптура сохранится на века. С готовым изделием можно играть и не боятся, что оно потеряет форму. Чтобы разнообразить работу с тестом я предлагаю украсить ещё сырые изделия бисером, бусинками, пуговками, веточками. Дети с любовью украшают сувениры, а работы получаются интересным и выразительными. И радости детей нет конца!
Из солёного теста можно слепить всё что угодно сложные композиции и панно, объёмные фигурки и рельефы, миниатюрные хлебобулочные изделия, овощи, фрукты, фигурки животных и людей. Я вижу, как детей захватывает процесс лепки из теста. Они с удовольствием готовят рабочее место, помогают замешивать тесто, а потом закручивают, вытягивают, переплетают детали, придумывают свой вариант задания, дополняют изделие украшениями на свой вкус, или наносят узор стекой, пробкой или колпачком от фломастера. И конечно, ждут- не дождутся когда высохнет изделие, чтобы после, высунув язычки, раскрасить свой шедевр красками и с гордостью сказать: «Это я сделал сам!». А потом можно и похвастаться своими произведениями, поиграть с ним, подарить кому-нибудь или украсить группу. Ведь эту полезную вещь ребёнок сделал своими руками, значит, он почувствовал себя значимым в этом мире, внёс в него частичку своего «Я».
Мы с детьми на занятиях кружка слепили семейки ежей, поросят, мышей, божьих коровок, морских ежей. Они очень забавные и красивые, и ребята любят с ними не только играть. Но и заниматься.
Изготовили мы с детьми и дары осени: овощи, фрукты, грибы, а также хлебобулочные изделия. Ими теперь заполнены прилавки магазина в нашей группе. А ребята в сюжетно-ролевых играх «Магазин», Семья» могут закрепить культурно-гигиенические навыки, а также навыки счёта, классификации по цвету, форме, величине. Поделки моих воспитанников стали частью экспозиции Музея русского быта в нашем детском саду.
Наша группа в любое время года украшена детскими творениями: осенью это грибы, овощи, фрукты, злаки; зимой – снеговики, снежинки, ёлочки; весной – первоцветы, птички, и солнышки; летом – бабочки, рыбки, улитки.
Мы очень любим радовать своими поделками родителей, сотрудников, выпускников и гостей детского сада. А родители всё чаще становятся участниками наших творческих мастерских. Они испытывают радость, занимаясь совместной деятельностью со своими детьми. Одновременно наши гости узнают много нового для себя: о том, что работа с тестом развивает мелкую моторику, а соответственно играет большую роль в развитии речи и логического мышления, помогает в развитии координации движений и тактильных ощущений. Родители узнали, что изготовление фигурок из теста – один из видов декоративно - прикладного искусства, их заинтересовала история изготовления поделок на Руси и они теперь знают почему в тесто кладут много соли. А вы знаете, почему? Да, для того, чтобы фигурки не грызли мыши и насекомые. Ведь когда главным символом Рождества стала ёлка бедные люди изготавливали из хлебного теста украшения. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год с пожеланиям благополучия, плодородия, сытости. Также поделки из теста дарили на свадьбу, украшая их росписью, традиционной для той или иной местности. Считалось, если в доме есть фигурка из солёного теста, то хлеб и соль всегда будут в доме. Поэтому эти фигурки называли просто «хлебосол».
А для меня в работе с детьми важно не только их приобщение к традициям наших предков, но и то, что солёное тесто оказалось прекрасным материалом для детского творчества.
Таким образом, легкодоступная техника лепки из теста даёт ребятам возможность увлечённо творить, гармонично развиваться, видеть красоту окружающего мира и помогает сделать жизнь в детском саду интересной и занимательной.
Л. А. Бабушкина воспитатель
МАОУ Гимназия № 5 СП «Детский сад № 44»
Проект «Волшебный мир театра» как средство разностороннего развития личности ребёнка.
«Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по-своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство» Л.А.Венгер.
В последние годы в дошкольных учреждениях становится популярной театральная педагогика, на деле уже доказавшая свою состоятельность в воспитательно-образовательном процессе. Причиной этого являются не только её внутренние резервы, но и условия социальной среды, которые требуют ненавязчивых, нестандартных методов воздействия на все сферы развития личности детей дошкольного возраста. Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Если раньше приоритетной целью являлось формирование у дошкольников устойчивой системы знаний, умений, навыков, то в новых условиях акцент смещён в сторону развития деятельностных способностей. Не случайно мы обратили внимание на ставшую в последнее время популярной и востребованной проектную деятельность. Её дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать образование с жизнью, формирует навыки иссле¬довательской деятельности, разви¬вает познавательную активность, самостоятельность, творчество, уме¬ние планировать, работать в кол¬лективе, стимулирует саморазвитие. Проектная и театрализованная деятельность дошкольников имеют много общего. Используя деятельностный подход, театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия многих человеческих способностей и в первую очередь познавание себя и окружающего мира, развитие навыков взаимодействия с другими людьми. Проект также имеет в своей основе именно деятельностный подход к развитию детей, внутри него возможно создание таких условий, при которых дети самостоятельно ищут способ решения проблемы. Кроме того проект позволяет в полной мере реализовать принцип интеграции различных видов деятельности, различных образовательных областей: коммуникативной, художественной, музыкальной, познавательной. Педагогические возможности проекта мы рассматриваем как ориентиры развития личности ребенка как субъекта деятельности, благодаря чему происходят значительные изменения в его личностном развитии. Проект «Волшебный мир театра» в нашей группе реализуется с сентября 2011 г. Тип проекта: культурно – ценностный. Участниками проекта стали дети старшей группы, их родители и педагоги детского сада: воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности, младший воспитатель. Необходимо заметить, что это уже второй проект в данной группе, основанный на развитии театрализованной деятельности. В прошлом году по итогам реализации проекта были получены хорошие результаты уровня развития способностей детей и деятельности в целом. В этом году задачи проекта усложнены, сделан акцент не развитие самостоятельности, творчества, сотрудничества с родителями. Начиная проект, мы для себя выделили следующую проблему: современные условия требуют от нас поиска новых, интересных, рациональных форм организации работы с детьми, которые одновременно были бы направлены на развитие ребёнка и в то же время соответствовали возрастным нормам и интересам детей. Кроме того в современном обществе наблюдается отдаление людей друг от друга, снижение интереса к общению с людьми, его заменяет общение с техникой. Это негативно сказывается на развитии детей, их коммуникативных, творческих, познавательных способностей и интересов. Поэтому возникает необходимость создания условий, которые способствовали бы активному развитию личности ребёнка. Решение данной проблемы возможно в рамках театрализованной деятельности. Театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навыки перевоплощения, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных навыков, умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Казалось бы, имея в себе такой положительный импульс, театральная деятельность может быть востребована, и широко использоваться в работе с детьми дошкольного возраста, однако, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно используется в практике ДОУ. Театрализованную деятельность следует рассматривать и как обучающую развивающую сферу. В ней смыкаются такие понятия как «игра», «культура», «свобода», «прекрасное», «творчество». Драматизация является наиболее распространенным видом детского творчества, а творчество составляет основу общего психического развития, включая саморазвитие ребенка. Цель проекта: создать благоприятные условия для разностороннего развития личности ребёнка, его дарований и способностей средствами театрализованной деятельности. Задачи: 1. Формировать интерес детей к театрализованной игре, к спектаклям, театру. 2. Побуждать детей к активному эмоциональному общению, диалогу со сверстниками и взрослыми. Способствовать развитию речевой культуры детей. 3. Развивать деятельностные и творческие способности детей. 4. Способствовать развитию творческой индивидуальности детей. 5. Развивать интегративные качества личности ребёнка. 6. Повысить интерес родителей к жизни детей в детском саду, улучшить качество взаимопониманий между родителями и детьми. Реализация проекта предполагает три этапа. Подготовительный этап включил в себя определение проблемы, цели и задач проекта (актуальность выбранной темы), изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями: составление плана работы с семьей, анкетирование родителей: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Эстетические предпочтения», диагностика уровня развития театрализованной деятельности у детей по методике Т. С. Комаровой. Содержание основного этапа разделено на три направления: 1. Работа с детьми. • Включение в образовательный процесс разнообразных игр и упражнений для развития дикции, артикуляции, речевой интонации, мимики и пантомимики, пластики, фонопедических упражнений • Проведение коммуникативных и пальчиковых игротренингов • Просмотр и обсуждение мультфильмов, спектаклей • Посещение и обсуждение выставок в галерее и музее • Чтение и обсуждение сказок, стихотворений и рассказов с последующим разыгрыванием сюжетов, диалогов • Проведение творческих мастерских • Постановка спектакля от прочтения пьесы и распределения ролей до изготовления кукол, декораций и элементов костюмов. 2. Работа с родителями. • Консультирование родителей по разнообразным темам: диалог с ребёнком, организация творческой среды дома, заучивание стихов, организация домашнего театра и праздников • Творческие домашние задания: изготовление элементов костюмов, кукол, разыгрывание диалогов и сценок • Совместные театрализованные представления, праздники, конкурсы 3. Работа с педагогами • Презентация проекта • Мастер – классы • Игротренинги Заключительный этап. Он предполагает проведение различных мероприятий: показ спектакля для детей и родителей из нашего детского сада и микрорайона Звёздный, презентацию результатов реализации проекта для педагогов и родителей, заключительную диагностику уровня развития театрализованной деятельности и анкетирование родителей по итогам реализации проекта. Итогом проекта можно считать сформированный интерес к театрализованной деятельности, умение детей и родителей общаться эмоционально и заинтересованно, развитие деятельностных способности детей и интегративных характеристики личности. По результатам предварительной диагностики, которая включает в себя такие параметры как основы театральной и речевой культуры, эмоционально-образное развитие, музыкальное развитие и развитие художественных способностей, основы коллективной творческой деятельности можно говорить о положительной динамике. Так на начало года доля детей с низким уровнем развития составляла 17% от общего количества детей в группе, со средним уровнем – 69 %, с высоким уровнем – 14 %. На конец марта 2012 г. доля детей с низким уровнем развития 5%, со средним уровнем – 63 %, с высоким уровнем – 32 %. По результатам опроса родителей можно говорить о повышении интереса детей и родителей не только к театральной культуре, но и к совместной творческой и познавательной деятельности. Таким образом, в ходе реализации проекта «Волшебный мир театра» созданы и продолжают создаваться условия для максимального проявления детской активности, самостоятельности, инициативы, творчества и в целом для разностороннего развития личности детей. Можно говорить о том, что проект «Волшебный мир театра» показал свою состоятельность, он позволил реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью. В перспективе мы рассматриваем возможность продолжения работы по реализации проекта и созданию детско-родительского театра.
Приобщение детей к истокам народной культуры в условиях детского сада.
Педагоги МОУ СОШ №5 СП «Детский сад №44»:
Соромотина Марина Алексеевна,
музыкальный руководитель
Кожокарь Любовь Владимировна,
воспитатель
Заложных Ирина Геннадьевна,
воспитатель
Народная культура играет огромную роль в духовном развитии личности, В совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы.
У каждой национальной, этнической и культурной группы свои обряды, образ жизни, культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения, на это нам указывают археологические и этнографические исследования. В сказках, былинах, поверьях, песнях встречается много правды о родной старине. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Как не вспомнить слова пушкинской Татьяны: «МНЕ СКУЧНО, ПОГОВОРИМ О СТАРИНЕ».
Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить - в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, - сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры которые помогут любить Родину – такой, какая она есть. По утверждению Л.А. Лялиной «Дети – самый доброжелательный народ: им даёшь – они берут. Только наша задача - дать именно то, что нужно». Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению детей к традиционной народной культуре, тем эффективнее будет результат.
Наиболее благоприятным для этого является дошкольный возраст в силу эмоциональной восприимчивости ребёнка, стремления познать новое, интересное. Народная культура, оказывает сильное воздействие на ребёнка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Исходя из выше изложенного, нами была поставлена цель приобщение детей к истокам русской народной культуры, что является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Нами были выбраны следующие приоритеты;
· Создание атмосферы национального быта.
· Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и игр.).
· Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
· Знакомство с народным искусством.
Создание атмосферы национального быта
Как донести до понимания городского ребёнка историю народной культуры, обычаи русского народа? Чтобы дети смогли проникнуть чувством понимания её древности и величия.
Почерпнув сведения из разных источников, весь творческий коллектив детского сада, постарался воссоздать в небольшом помещении основные детали и обстановку русской избы (стол, лавки, печь, люлька и др.). Так мы начинали. С первых шагов было понятно, насколько велик к этому интерес воспитанников, им интересно было увидеть в действительности, прялку,
покачать в зыбке куклу, посидеть на кованом сундуке. Чтобы доставить детям радость, мы решили пополнить имеющуюся коллекцию в детском саду предметов старинного русского быта.
На не очень большой площади «Зимнего сада» было отведено место для мини – музея русского быта. Чтобы не нарушать эстетику зимнего сада разделяющая стена была оформлена в виде летней беседки, обвивающаяся живой зеленью. А получившаяся комната была оформлена в стиле русской избы, где всё напоминает старину. Деревянные стены, лавки, стол, полки со всевозможной домашней утварью, выбеленная русская печь. Окно украшено ленными занавесками в народном стиле. В «избе» теперь есть чугунки, самовар, деревянные ложки. Самотканые русские народные костюмы, половики, скатерти, вышитые полотенца, лапти. Коромысло, ухват, кочерга, ходики и ещё множество разных вещей даже со сто летней историей. Раньше эти вещи хранились у местных жителей на дачах, в деревенских домах. Но объединив усилия сотрудников детского сада и родителей воспитанников, мы имеем богатый материал, которым пользуемся не только мы, но и работники близ лежащих детских садов и библиотеки.
Фольклор как средство ознакомления детей с народным словесно – музыкальным творчеством
Основной задачей педагогов было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания.
Нами была проделана огромная работа по изучению русского
фольклора, народного искусства, составлению конспектов занятий, музыкальные руководители писали сценарии обрядовых праздников - так постепенно складывалась система работы на базе мини – музея.
Занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в «избе». И от каждой новой встречи дети получают массу интересного, нового о народной культуре. Педагоги детского сада подобрали потешки, пестушки, прибаутки, пословицы и поговорки, в содержании которых есть названия предметов русского быта; объясняют детям происхождение пословиц и поговорок, подчёркивая такие их особенности, как иносказательность, выразительность, совмещение в них общего и конкретного. Ребята старшего возраста знакомятся с русской народной лирической песней, демонстрируя, как в этом виде словесно – музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости. Особое место на занятии занимает маленькая песенка – частушка сильно полюбившаяся всем.
Игры как жанр устного народного творчества является национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игра развивает ловкость, быстроту движения, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают игру интересной и содержательной.
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками
Календарные фольклорные праздники не оставляют равнодушными ни кого. На Святках поздравляли детей из соседней группы колядкой,
встречали и провожали Масленицу; зазывали Весну, закликали птиц, играли свадьбу, проводили ярмарки, посиделки.
Ни один обрядовый праздник не проходит без игры на русских народных музыкальных инструментах. Это и свистульки, колокольчики, деревянные ложки, простейшие шумовые инструменты сделанные руками родителей трещотки, рубель, шуршики, ложки с бубенцами. Знакомство с этими инструментами способствует музыкальному развитию детей.
Очень нравятся детям сценки и кукольный театр. Чтобы оживить сценки народного быта и сделать их интересными, красочными, детям пришлось немало потрудиться над изготовлением декораций, атрибутов. Ребята с удовольствием «вышивают ковры», «пекут пироги», «расписывают кокошники, кушаки», «матрёшек».
Знакомство с народным искусством
Декоративно-прикладное искусство – один из наиболее древних и поныне развивающихся видов искусства народного творчества. Фольклорное по своей сути, оно воплощается в предметах быта, созданных по законам красоты. Слитность материального и духовного как эстетическое начало уходят истоками в глубокую древность. В «избе» дети знакомятся со старинными предметами, их названиями: ковш, чаша, бочонок. Рассматривают затейливые узоры на них. Важное воспитательное значение имеет народное искусство, творчество русских умельцев. Наш детский сад часто украшают декоративные работы детей. Занятия рисованием, лепкой способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребёнка. Именно в изобразительной деятельности каждый ребёнок может проявить свою индивидуальность. Сейчас уже у нас накоплен опыт работы с дымковской, филимоновской, городецкой, хохломской росписью. По каждому из перечисленных видов росписи имеются пособия, конспекты занятий. Задачи реализуются с учётом возрастных особенностей детей, уровня их психического, интеллектуального развития.
Взаимодействие педагогов в работе по приобщению детей и родителей к истокам народной культуры
Чтобы приобщить детей и родителей к истокам народной культуры в начале учебного года составляется учебно-тематический план, в котором можно проследить работу всего педагогического коллектива, детей и родителей. В плане отражены наиболее яркие на наш взгляд темы, которые дают первоначальные знания о народной культуре. «В деревне Потешкино», «О чём поёт самовар?», «Бабушкин сундучок», «Масленица-кривошейка встретим тебя хорошенько», «Сороки», «Праздник русской берёзки», «Хлеб всему голова».
Одной из важных тем мы считаем тему о хлебе. Первоначальные знания о хлебе дают воспитатели на занятии «Ознакомление с окружающим» и через создание развивающей среды в группе. Родители помогают собирать материал о хлебе: пословицы и поговорки, приносят разные злаки, оформляют альбом. На занятиях по музыке поют хвалебные песни, проигрывают обряд «завивание бороды», а на творческих занятиях в студии изобразительного искусства дети лепят из солёного теста пирожки, шаньги, караваи и т.д. Готовят атрибуты к итоговой работе постановки сказки «Колосок».
Нами был написан проект «Кладовая мудрости, россыпь радости». Который направлен на приобщение молодых родителей к народной культуре через возрождение семейных традиций, обычаев, праздников. В рамках данного проекта в детском саду прошёл Фестиваль семейного счастья. Где родители и дети показали полученные знания и умения в ходе реализации проекта, были главными участниками мастер – классов: «Лепим из солёного теста», «Играем в кукольный театр», «Народные потехи», «Песню русскую поём», «Игрушки для Рождественской ёлки», «Кукла – берегиня».
Работая над темой «Приобщение детей к истокам народной культуры в условиях детского сада» мы изучили достаточное количество методической литературы. В перспективном плане определили задачи, а содержание реализовали через создание развивающей среды (организацию выставок народного творчества, создание мини – музея «Русская изба»), а также через беседы, интегрированные занятия, и совместную деятельность с родителями.
Мы считаем, что в своей работе достигли определённых результатов: дети способны эмоционально и осознанно воспринимать экспонаты музея, их предназначения, понимать содержание жанров фольклора и воплощать свои впечатления в творческой и самостоятельной деятельности.
Список литературы:
1. Бударина Т.А., Корепова О.Н., Куприна Л.С., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством». «Детство-пресс», С-Петебург.
2. Забылин м. «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение издания 1880 года «Соратник» Симферопаль 1992
3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» «Детство-пресс» С-Петербург,2000
4. Лыкова И.А. «Цветной мир» 2009.-№1., 2008-№1, с.14.
5. Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду», «Творческий центр», - М., 2008
6. Соломенникова О.А. «Радость творчества» «Мозаика-синтез», - М., 2005
7. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. «Красна изба…», «Детство-пресс», С-Петербург 2000
8. Тимошкина Н.А. «Методика использование использования русских народных игр в ДОУ» «центр педагогического образования», - М.,2008
24.04.2021 г.
Я наклею на листок солнце, дождик и цветок.
Е. С. Ильиных,
воспитатель МАОУ Гимназия №5
СП "Детский сад № 44"
«Флористика» происходит от слова «флора». В древнегреческой мифологии так звалась богиня цветов. Это же слово обозначает совокупность видов растений, встречающихся на определенной территории.
Флористика сегодня самый молодой вид аппликации. Как вид изобразительного искусства в нашей стране флористика зародилась в 1960 г., когда в Москве возникло Творческое объединение любителей-флористов. Здесь для аппликации используются засушенные растения, цветы, семена и много другого необычного материала. Композиции из них поражают своей красотой, гармонией и живостью. Из истории возникновения аппликации известно, что она широко использовалась в народном творчестве. И сегодня искусство аппликации постоянно развивается и радует своей красотой и самобытностью изображения. Работая с природным материалом дети получают самые разные знания и навыки. Узнают возможности растительного материала, его стойкость, сроки сбора и засушивания растений, правила хранения и технику работы с природным материала. Учатся вовремя заготавливать растительный материал и правильно собирать, срезать, засушить и хранить его.
С ребятами в группе заготовкой растительного материала мы занимаемся с ранней весны до поздней осени. Листья деревьев и растений, стебли, цветы , сухоцветы, кора деревьев, мох, семена и плоды растений, скорлупа орехов, пух деревьев и растений — все это нужный нам материал для работы. Даже такой материал как кожура от плодов и овощей, скорлупа орехов, пустые колоски злаков дают широкие возможности использования.
К занятиям флористикой мы привлекаем и взрослых. К тому же это прекрасный отдых и увлечение, которое объединяет всю семью. Вместе можно отправиться в сад и в лес, заняться сбором флористического материала, его подготовкой к работе, а потом выполнить орнамент, пейзаж, натюрморт, возможно портрет или сюжетную картину, которые станут подарком для родных и друзей и будут наполнять их сердца хорошим настроением, теплом и радостью многие годы.
Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию у детей трудовых умений, обработка материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, пинцет )и т.д. Дети учатся работать аккуратно, планомерно, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее время в порядок). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении флоро - занятий, организации самостоятельной художественной деятельности.
На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается одна из важнейших черт- умение работать в коллективе, испытать чувство радости от достижения положительных результатов при совместных усилиях.
Ребята видят результат своего труда, сравнивают сделанное, находят достоинства и недостатки, развивается творческое мышление, память, особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Это стимулирует ребят, у них появляется желание работать.
Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них, как правило, много выдумки, фантазии, старания. Они отличаются остроумным, оригинальным исполнением и творческим решением поставленных задач
Итог нашей работы - выставка творческих работ детей, которая имеет большое воспитательное значение.
18.04.12 г. Состоялся педсовет на тему "Организация предметно-развивающей среды детского сада"
Педагоги обсудили Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и рекомендуемый перечень оборудования и материалов; проанализировали соответствие развивающей среды детского сада ФГТ; смоделировали развивающую среду группы в соответствии с федеральными требованиями.
Решение педсовета:
1. Привести развивающую среду групп в соответствие с ФГТ.
2. Оформить паспорта групп детского сада.
29.03.12 г.
Сегодня у нас прошёл мастер-класс "Изготовление картины в технике "Экопластика". Мастер - класс провела Е. С. Ильиных.
15.02.12 г.
Организация предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе согласно ФГТ.
Л. В. Кожокарь,
воспитатель МАОУ СОШ № 5
СП «Детский сад № 44»
Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Поэтому возникает необходимость наполнять среду группы играми, предметами, объектами, которые составляют комплекс средств для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития. Развивающая среда обеспечивает разнообразие детской занятости по интересам, моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, а также обладает релаксирующим воздействием.
Развивающая среда в нашей группе организована на основе двух концепций: концепции В. А. Петровского, которая обосновывает принципы построения развивающей среды и концепции деятельностно - возрастного системного подхода С.Л. Новоселовой. В соответствии с ней оснащение воспитательно-образовательного процесса в группе формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. А также в соответствии с требованиями ФГТ и рекомендациями программы «Истоки».
Деятельность педагога и детей строится на основе двух моделей организации образовательного процесса:
· совместная партнёрская деятельность педагога и детей. Наметив задачу, взрослый как равноправный участник, предлагает возможные способы её реализации, в процессе деятельности исподволь «задаёт» развивающее содержание, проявляет заинтересованность, провоцирует взаимные оценки, усиливает интерес к работе сверстника. Заключительный этап деятельности носит «открытый конец». Каждый ребёнок решает сам, закончил он или нет, оценка взрослым даётся лишь косвенно, как сопоставление с целью ребёнка: что хотел сделать, что получилось. Партнёрская модель применяется как в ходе режимных моментов, так в специально организованной деятельности.
В работу вовлекаются родители, которые активно участвуют во всех мероприятиях детского сада (шашечный турнир, неделя игры и игрушки, неделя здоровья «В поисках витаминов», конкурс развивающей среды «Детский сад моей мечты», конкурс мини-музея книги в группе, конкурс рисунков по ПДД и пожарной безопасности и т.п.) Партнёрская позиция взрослого способствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать что-то, не боясь, что получится неправильно, благоприятствует эмоциональному комфорту.
· Свободная самостоятельная деятельность детей в условиях созданной развивающей среды, которая обеспечивает выбор деятельности по интересам и позволяет детям взаимодействовать со сверстниками или индивидуально.
Среда в группе полифункциональна, она открывает для детей множество возможностей, охватывает все образовательные области, но в соответствии с возрастом детей в ней сделаны некоторые акценты. В подготовительной группе актуальность приобретают такие образовательные области как «Физическое развитие», «Здоровье», «Безопасность». В организованных образовательных ситуациях и самостоятельной деятельности ребята реализуют осознанную потребность в двигательной активности и самосовершенствовании. В данном возрасте происходит становление познавательной и учебной мотивации, поэтому в группе представлены интеллектуальные игры, центр экспериментирования, уголок будущего первоклассника. В группе собран разнообразный материал, созданы условия для творческих проявлений детей. Среда, организованная в группе позволяет вынести на первый план ту или иную образовательную область, а интегративный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. В подготовительной группе особое внимание уделяется образовательной области «Социализация» и все объекты среды, независимо от их основного направления, достаточно серьёзно работают на решение задач приобщения к социальному миру.
Методика работы с материалами в нашей группе соответствует рекомендациям программы «Истоки», где ведущий компонент - заинтересованность ребёнка. В развивающую среду группы вносится новое оборудование, игры, предметы, объекты и дети имеют возможность сначала рассмотреть их, заинтересоваться ими. После того как произошло первое знакомство, возник интерес, дети самостоятельно пытаются найти способы действий с этим объектом, либо воспитатель даёт детям новую информацию не раскрывая всех секретов оставляя пространство для детского «почему?». Затем новый материал становится частью развивающей среды группы.
Необходимо упомянуть, что стержнем комплектования развивающей среды группы является тематический план детского сада и в соответствии с ним среда группы обновляется один раз в две недели. Также тема позволяет создать в группе единое образовательное пространство, обеспечивая интеграцию всех направлений детской деятельности.
Организация развивающей среды в нашей группе является одним из условий в повышении уровня развития детей. Так по результатам диагностики на конец 2010-2011 г. на высоком и среднем уровне познавательно-речевого развития находились 98 % детей , социально-личностного развития – 92 %, эстетического развития – 96%, физического развития - 89%.
Таким образом, наполняемость предметно-развивающей среды в группе обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса, соответствует основным направлениям развития ребёнка.
24.06.11 г.
Наши педагоги стали участниками праздника "В гостях у картинной галереи", который прошёл сегодня в рамках празднования Дня города.
Ребят из детских садов № 13, 26, 38 покорили необычные маски, изготовленные И. Г. Заложных на мастер - классе "Моделирование из бумаги".
Мастер - класс Л. В. Кожокарь "Изготовление картины в технике декупаж", больший интерес вызвал у взрослых.
Мы благодарим организаторов праздника - сотрудников Краснокамской картинной галереи им. И. И. Морозова
за приглашение провести мастер-классы и за помощь в их организации.
|
|
|
И. Г. Заложных проводит мастер-класс
для ребят из детского сада № 26 |
Мастер - класс "Декупаж"
показывет Л. В. Кожокарь |
Участницы мастер-классов |
Статьи педагогов из детского сада № 44.
Н. В. Пегушина "Проектная деятельность как условие развития сотрудничества педагогов и родителей"
М. А. Соромотина "Изучение традиций и культуры родного края в условиях реализации проекта "Фольклорная река - родные берега"
|
|
|
|